Посвящается Юрию М. – человеку, подобно многим другим искренне верящему в причинно-следственное устройство нашего мира. В надежде, что придёт время с более лояльным отношением к тому, что невозможно описать, объяснить и использовать все процессы нашего сложного существования с помощью холодного скальпеля науки. Для начала полезно заглянуть в теорию хаоса.

На кухне познания культуры боевого движения

За редким исключением почти все в самом начале Пути увлекаются разнообразием боевых техник, страстно желают познать их замысловатые элементы и сокрытый тайный смысл, двигаясь под лозунгом: «Чем сложнее – тем лучше!». Владение связками сложных техник, объединённых в «приёмы», принимается учениками за критерий технического совершенства.

Однако, проходит время и наступает трезвое понимание того, что за расширением арсенала техники – по горизонтали и её усложнением по вертикали, стоит нечто большее, объединяющее весь объём боевой работы – а именно, Культура Боевого Движения (КБД). В ней есть свои опорные составляющие и базовые производные, на которых зиждется техника любой школы, достойной называть себя системной.

Общее понятие феномена Культура имеет множественное значение в самых разных видах человеческой деятельности: производственная культура, культура воспитания детей, физическая культура… Интересующая нас КБД является одним из частных случаев обобщённого явления. Дуализм её содержания, с одной стороны, наводит на мысль, что обязаны существовать определённые общие признаки и характеристики, которые присущи всем видам единоборств, независимо от стилей и школ. С другой стороны, специфичный набор характеристик движений, присущий индивидуальным школам, должен позволять отличить эти самые направления в общем потоке Боевых Искусств.

К примеру, даже не искушённый зритель сразу, навскидку, заметит огромную разницу между движениями последователей каратэ и спортсменов Ушу. Их разнят именно характеристики движений, определяющих культуру движений. Уловимая нами, сторонними наблюдателями разница между Каратэ и спортивным Ушу происходит по очень простой причине: двигательная культура в каждом из этих видов Б.И. представляет собой совокупность устойчивых форм деятельности адептов, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Проявление этих устойчив форм в постоянном повторении – это как раз то, что бросается в глаза и передаёт специфичную отличительную манеру поведения бойцов.

Приняв это во внимание, можно дать приблизительное определение КБД. Культура Боевого Движения — это набор общих и специфичных правил, которые предписывают человеку определённое поведение в парадигме боевой ситуации, в соответствии с философией ведения боя и присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Одну и ту же цель Каратэ и Ушу достигают по-разному. Однако, как бы они не разнились, культуре хорошего Каратэ и культуре грамотного спортивного Ушу присущи общие признаки:
Универсальность,
Вариативность,
Комбинаторика,
Пластика движений,
Координация,
Естественное, многоплановое использование разноплоскостных движений,
Умение проявлять (сбрасывать и принимать) усилия в любой точке пространства и т.д.

Раскладываем по полочкам

Для аналитического рассмотрения автор взял наиболее знакомую ему в деталях школу Кунг Фу Южного Богомола “Kwong Sai Jook Lum Gee”, хотя исходным материалом могла бы послужить техника абсолютно любой школы. В первую очередь, его интересовала природа боевой культуры школы, выделение основополагающих единиц движения её техники, складывая и, сочетая которые, появляется возможность построение столь изощрённого вида боевого искусства, коим является Южный Богомол “Jook Lum”.
Поиск и вычленения таких базовых единичек происходило с помощью деконструкции основной (главной) формы (таолу) школы “Som Bo Gin”.
Прежде всего, автор разбил последовательность целостного комплекса таолу на логически законченные мизансцены. Затем, в каждой из них выделил технические элементы. После этого, технические элементы подверглись анализу с точки зрения кинематики данного отдельного движения.

В этот момент анализа наступил некоторый ступор. Скальпель аналитических умозаключений затупился. Проблема заключалась в «миниатюрности» многих боевых движений Южного Богомола. Они были настолько мелкие и по амплитудам, и по времени исполнения, что увидеть невооружённым глазом их «движок» в той манере, как они традиционно выполняются, не удавалось возможным.
Пришлось взять «набор увеличительных стёкол», коими стали гипертрофированные амплитуды движений. Каждый удар и защиту, каждый поворот корпуса автор воспроизвёл на базе амплитуд в два-три и пять раз превосходящих оригиналы.
Такая размашистая, растянутая в пространстве и времени форма, оказалась на грани потери технического смысла. Дабы не потерять его, пришлось в качестве критерия «правильности» выполнения отдельных элементов взять их эффективность. То есть, за аксиому было принято утверждение, что каждое отдельно взятое движение должно доносить в виртуальный объект (противника) то усилие, которое исполнитель с его помощью туда направляет. Тоже самое коснулось и технических элементов, гасящих и «принимающих» усилия противника на себя. Их эффективность обозначала сохранение целостности структуры позиции (стойки) исполнителя формы при виртуальном контакте с воображаемым противником, погашение, перераспределение и использование энергии усилия, приходящей от второй стороны. Такой подход немедленно расставил всё по своим местам и внёс определённость в то, какие «движки» стоят за каждым из движений.

В этот момент исследования сформировалось несколько интересных выводов.

• Во-первых, стало очевидным, что неправомерно говорить о некоторых обобщённых базовых движениях тела бойца в целом. Их просто не существует! Такое представление является очень грубым пониманием сложной комплексной биодинамической работы «системы - человек».

Для Боевых Искусств интересно рассматривать три составляющие целостного движения: базовые движения ног, базовые движения корпуса и базовые движения рук.

• Во-вторых, и, пожалуй, это наиболее существенно, при близком рассмотрении, оказалось, что абсолютно любое, даже самое замысловатое боевое движение, возможно разложить на составляющие, где простейшими единичками (опорными элементами) будут – прямолинейное и вращательное движения тела. Вся остальная многообразная динамическая паутина складывается именно из них!

Таким образом, представление о наличии опорных боевых движений в Южном Богомоле (очевидно, что это присуще для абсолютно любых стилей Б.И.) полностью коррелируется с теорией физики твёрдого тела, а характеристики простейших видов движения давно описаны в учебниках по физике для всех уровней образовательной подготовленности и на любой вкус.
«Вот так открытие!» - хмыкнет читатель. Спешу защитить выше найденное. Очевидность и открытость знаний в этом вопросе никак не умоляют значимости понимания данных законов физики применительно к Б.И., так как они открывает массу потенциальных возможностей для наших целей, а именно – построения и воспитания Культуры Боевого Движения, в частном случае, применительно к философии школы Кунг Фу Южного Богомола Бамбукового Леса, адептом которой является автор.

• В-третьих. Описание перемещения всего тела, как биологической системы, есть не что иное, как описание движения его различных точек. Зачастую, достаточно охарактеризовать перемещение какой-либо одной определяющей (наиболее значимой) точки, чтобы понять движение самого тела. Частное определяет общее.

Опорные движения корпуса

Из трёх компонентов, составляющих общее движение бойца, движения корпуса наиболее интересны, так как именно в этом сегменте тела человека лежит точка, определяющая характер его движения в целом.
Эта геометрическая точка называется Центр Массы (ЦМ), центр инерции или, как ещё говорят, барицентр. При некотором допуске, именно её поведение описывает движение всего тела или системы его звеньев, как целого. Именно на характер движения ЦМ тела нужно ориентироваться при работе с инициированием и использованием энергии в любом виде боевых техник.
Топографическое положение центра массы человеческого тела непостоянно. Оно варьируется в соответствии с индивидуальными анатомическими параметрами человека, а также сдвигается при изменении положения тела в пространстве. Усреднённое положение ЦМ, при спокойно стоящем вертикальном теле, руки опущены вдоль тела, находится в 2-3 см ниже пупа на центральной линии тела и погружено в глубь таза. Поэтому, для практических целей, где можно пренебречь тонкостями смещения ЦМ, удобно говорить, о движении тазом. Этот массивный сустав является как раз тем основным звеном, которое, как проводник, передаёт поток энергии, идущий от опоры человека с землёй, а также, сам инициирует энергетический импульс, который затем проявляется в конечностях человека при атакующих или защитных действиях. В основе перемещения ЦМ или таза, как мы договорились, будут лежать всё те же опорные движения: прямолинейное и вращательное. По мере прогресса в мастерстве, плоскости движения таза, даже при одиночном техническом действии, начнут комбинироваться и сочетаться. В результате этого, 3-х мерное пространственное перемещение тела, определяемое движением ЦМ и характеризующееся движением таза, предстанет в виде сложной геометрической сетки (некоторого поля движения).

Справка о видах движения, для тех, кто хочет шагнуть немного дальше

Простейшими движениями твердого тела являются поступательное и вращательное.

Поступательным движением твердого тела называется такое движение, при котором всякая прямая, проведенная в теле, во все время движения остается параллельной самой себе.

Поступательное движение твердого тела вполне определяется движением какой-либо одной его точки, например, точки A. Уравнение движения этой точки называются уравнениями поступательного движения тела:

xA = f1(t); yA = f2(t); zA = f3(t) или rA = f(t)

Обычно за точку, определяющую поступательное движение тела, принимают его центр массы

Вращательным движением твердого тела называется такое движение, при котором две его точки остаются неподвижными. Прямая, проходящая через эти две точки, тоже неподвижна и называется осью вращения. Примерами такого движения являются: вращение двери вокруг своей оси, вращение ротора динамо-машины.

φ = φ(t)

Уравнение выражает закон вращательного движения. Если это уравнение задано, можно вычислить угол φ для любого момента времени, а следовательно, определить положение подвижной плоскости относительно неподвижной в этот момент. Но так как подвижная плоскость связана с данным телом, то значением указанного угла будет определяться и положение самого вращающегося тела.

Вывод. Положение вращающегося твердого тела в любой момент времени вполне определяется его углом поворота.

Ещё одним видом движения, важным для единоборств, является колебательное движение. Однако, оно, скорее, окраска простейших движений, так как и прямолинейное и вращательное движения могут быть колебательными.
Колебательным называется такое движение, которое периодически полностью или частично повторяется.

Строим формулы боевого движения

Усвоив всё выше сказанное, можно попробовать перейти к созданию универсальных алгоритмов боевого движения, используя «единички» - прямолинейное и вращательные движения. Эти алгоритмы должны обеспечивать выстраивание бесконечного множества технических приёмов за счёт комбинаторики «единичек» и способствовать решению, практически любой физической конфронтации.
Процесс такого построения алгоритмов движения похож на методику решения проблем в математике, когда сначала выдвигаются некоторые постулаты (аксиомы), не требующие предварительного доказательства, а затем на этой базе ведётся весь последующий анализ задачи.

В качестве аксиомы у нас присутствует постулат о наличии простых видах движения: прямолинейном и вращательном, которые являются опорными единицами боевого движения. Теперь, возникает возможность комбинировать и составлять из них, как из кубиков, более сложные рисунки движения, не утруждаясь неблагодарной работой составления пирамиды множественных приёмов, как это обычно принято в единоборствах. И для практикующих и для инструкторов это очень существенно облегчает жизнь: сокращаются время и усилия на заучивание массы «приёмов», привязанных к определённым боевым ситуациям. Вместо этого, простые и изящные в применении, «единички» движения позволяют переключить внимание практика от механической работы на решение сиюминутных задач, на реализацию более общих - тактических планов. Вместо подстраивания заранее разученного приёма к сложившемуся моменту, что за частую, не так просто сделать, боец будет способен переходить от одной техники к другой адекватно «вписываясь» в ситуацию, так как опорных движений у него не так много и они универсальны. Воспитанная в нём Культура Боевого Движения возьмёт на себя путеводные функции, освободив сознание и разгрузив тело от лишней работы.

Два этапа составления опорных алгоритмов боевого движения.

Общие опорные алгоритмы (присущие любой школе Б.И.)

1. По структуре (горизонтальное проектирование). То есть, по содержанию алгоритма. Целостное движение бойца складывается из основных - опорных видов движения. В разных сочетаниях они порождают новые опорные движения.

Например, прямолинейный вышаг вперёд, в атаку, заканчивается обтекающим уходом с линии движения на базе вращения бёдер.
Добавив опускание ЦМ вниз, в дополнение ко второму (вращательному движению), можно получить проход в ноги с заходом за спину противника.

Специфичные опорные алгоритмы (отличаются от школы к школе, но постоянны для конкретного индивидуального стиля)

2. По уровню (вертикальное проектирование). Горизонтальная плоскость матрицы усложняется наложением и сочетанием дополнительных базисных движений рук, ног и корпуса.
Например, вышаг вперёд, как в пункте (1), выполняется вместе с пресекающим (стопором) удар противника опорным движением рук Pack Shu. Далее это действие перетекает в уход с линии атаки на основе вращательного движения бёдер и в сочетании с диагональным ударом той же рукой Gek Shu.

Процесс сочетаний двух видов алгоритмов (1) и (2) даёт практически неограниченный арсенал боевых движений, способных решать любые боевые ситуации.
Корпус + Ноги; Корпус + Руки; Корпус + Ноги + Руки; Корпус + Руки + Ноги и т.д.

Осталось заметить, что не надо воспринимать Культуру Боевого Движения, как некую застывшую догму и панацею. Это лишь двигательное средство, способное помочь в решении боевых задач. Действуя в кругу своеобразных правил, присущих конкретной школе как каратэка или, слившись с прообразам животного своей школы Кунг Фу, вы только встаёте перед очередной дверью, которую ещё надо будет открыть.
Ибо искусство начинается как раз там, где заканчиваются правила, а источником происхождения Боевой Культуры Движения является человеческая деятельность, познание и творчество.
Так что дерзайте и идите дальше, рассматривая этот скромный материал как отправную точку в своём путешествии!

Игорь Мессинг
Jooklum.ru

© 2024 Школа Кунг Фу "Джук Лум". Все права защищены

?>